Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Сергия Радонежского
Относительно возникновения усольского храма есть такая легенда: когда-то очень давно проходя по дороге из Суздаля, отдыхал на бревнышках мудрый старец Сергий Радонежский (1314-1392) и сказал: «Быть здесь храму». Это событие могло быть в 1365 году когда Сергий Радонежский шел из Троицкого монастыря в Переславле Залесском в Нижний Новгород с целью применения враждующих братьев - нижегородского князя Бориса Константиновича и суздальского князя Дмитрия Константиновича.
И люди построили его. Это был небольшой деревянный храм на месте современной часовни. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана как "церковь Сергия чудотворца в селе Усолье в вотчине Покровского девичья монастыря дани осмнадцать алтын с деньгою".
В 1645-1647 гг. те же переписные книги показывают "в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, село Усолье что слободка Соловареная на речку на Увоти, а в нем церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца древяна вверх, а в церкви образцы и свечи и книги и ризы и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Аврамей Леонтьев, во дворе поп Клемент Леонтьев, во дворе пономар Сенка Кондратьев... "
При Cергиевской церкви в 1676г. состояли попы Клемент Леонтьев и Дионисий Клементьев, в 1677 г. упоминается поп Василий Авраамов.
В 1708 г. в Усолье была выстроена новая деревянная церковь во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца
" при ней в 1710 году были попы: Андрей Федоров, Михайло Алексеев, дьячек Нкита Алексеев, пономарь Иван Никифоров, дьячек Дмитрий Федоров". "
В первой половине XVIII века в Сергиевской церкви служили священники Герасим Дмитриев и Михаил Алексеев, а потом их приемники:
-
Герасим Федоров (1738-1798гг.)
-
Иосаф Леврентьев (1739-1795)
-
Андрей Иоасафов (с 1795 по 1809 гг.)
-
Михаил Никофоров (с 1798 по 1816)
-
Василий Дмитриевич Холуйский (с 1810 по 1819).
В 1783 году дьячок Сергей Львов, пономарь Петр Прохоров.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери
При двух последний иереях в 1804 - 1808 гг. на собранные приходскими крестьянами средства был выстроен каменный пятиглавый двухэтажный храм с высокой четырёхярусной колокольней. Позже храм был окружен массивной каменной оградой с тремя вратами: восточными, южными - ныне действующий вход, и западными - ныне калитка на кладбище, угловыми башнями и пристроенными к ней двумя каменными домами. Строилась она монахами Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Кирпич для постройки храма производился в самом селе. Освятили храм в

1808 г. тремя престолами: преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святителя и Чудотворца Николая – нижний этаж (теплая церковь) и Казанской иконы Божией Матери – верхний, холодный храм. Достраивалась церковь вплоть до 1817 года.
Некоторую перестройку церковь претерпела во второй половине XIX века. Перестройка коснулась второго этажа, гда была создана крытая паперть с входом через первый ярус колокольни вместо первоначального лестничного марша,ведшая прямо в трапезную холодной церкви с площадки на перекрытии паперти первого этажа.
В Описании церквей и Приходов Владимирской епархии 1896 года говорится: " Церкви принадлежали здания: часовня в деревне Объедово, деревянная усыпальница и два каменных дома, из которых в одном с 1886 года помещается церковно-приходская школа, а в другом церковный сторож.
Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 4 десятины и пахатной до 35 десятин.
Копии метрических книг и исповедальных росписей с 1829 г. хранятся в целостности. Опись церковнаго имущества составлена в 1885 году - хранится.
Причта по штату положено: священик, дьякон и псаломщик. На содержание причт получается: от земли 80 р., от сбора хлебом 116 руб. и за требоисправления до 1361 руб., а всего в год до 1557 руб. Дома причт иметь на собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Объедово, Назарово, Брызгалово, Абросимово, Леждени и сельцо Дудорово. Разстоянием от церкви означенныя деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними никаких не имеется. Всех дворов в приход 313, душ мужского пола 1015 и женского пола 1209 душ"

Настоятели храма :
-
Шумиловский Иван Иванович с 1816 по 1848 гг
-
Добровольский Ефим Павлинович с 1848 по 1854
-
Добровольский Петр Алексеевич с 1854 по 1865 - похоронен в церковной ограде
-
Добровольский Федор Павлинович с 1865 по 08.11.1871 - похоронен в церковной ограде
-
Лебедев Лаврентий с 1871 по 13.07.1886. В 1876 году награжден набедренником. в 1883 году был депутатом благочинного Совета по 2 округу г.Коврова.
-
о. Александр (Смирнов Александр Прокофьевич) с 13.07.1886 по 191... В январе 1894 года награжден набедренником. В 1914 году награжден Благословением Святейшаго Синода. Участвовал в съездах духовенства. Занимался благотворительностью: регулярно жертвовал в пользу "бедным духовного звания". С причтом и прихожанами помогали: 1893 год - кружечный сбор "В пользу нуждающихся славян"- 6 руб 45 коп., духовным училищам, раненым и участникам 1 мировой войны. 1900 - награжден скуфьею.
отец Семён с семьей
Церковь активно боролась в пьянством. При церквях создавались общества трезвости, цель которых содействовать прекращению в приходе употребления хмельных напитков или воздержанию от излишнего их употребления. в 1900 году о.Александр организовал общество трезвости в селе.
в мае 1907 за службу епархиальному ведомству награжден камилавкою.
1915 год - пожертвование на Рождественские подарки для действующей армии - 30 руб.
-
Скворцов Александр (с .... по 1937) - расстрелян
-
о. Иоанн (Иван Архипович Бакин) с 1944 по 1948. После освобождения из лагерей служил в нашей церкви. Потом был переведен в Благовещенский собор г.Муром. Н.Фролов "Даже в ГУЛАГе не терял присутствия духа"
-
....
-
о. Семён (Котов Семен Александрович) с 1964 по 2003
-
о. Иоанн (Артемов Иван Васильевич) с 2003 по 2016
-
о. Сергий (Андрияненко С.А.) с 2016
Отчет о свечном доходе Казанской церкви за 1867. "Воск, свечи и огарок. На 01.01.1867 остаток 25 1/2 фунта, приход - 4 пуда 10 фунтов, расход 3 пуда 13 фунтов, остаток 22 1/2 фунта. Выручено за проданные свечи с огарочным воском - 147 руб, употреблено по покупку воска и свечей - 104 руб. Чистая прибыль за 1867 год - 43 рубля"

отец Иоанн (Бакин Иван Архипович)
Настоятели храма заботились о сохранности имущества.
Церковь считалась богатой , а приход - достаточно доходным. В 1897 г. церковный причт получал годовой доход в 1557 рублей.
Прихожане - крестьяне окрестных деревень усердно украшали свой храм.
-
В 1883 году была объявлена благодарность Епархиального Начальства прихожанам села Усолье, Ковровского уезда, за пожертвование на колокол 400 рублей.
-
в 1888 году в апреле От Его Высокопреосвещенства преподано благословение Божiе Марье Егоровой Конушиной.
-
В 1891 году в январе От Его Высокопреосвещенства преподано благословение Божiе Ефиму Ефимову Липатову и вдове Прасковье Ивановой Усановой
-
В 1891 году в сентябре Петру Харлампиеву Белову.
-
В 1896 году в июне благословение Святейшего Синода Георгию Васильеву Новикову..
-
В 1905 году в апреле благословление от Его Преосвещенства Ивану Афонасьеву Рыбину.
Среди наиболее ревностных благотворителей можно назвать усольских церковных старост из сельских же крестьян: Василий Александров (занимал пост старосты в 1870 - 1884 гг), Филиппа Ивановича и Алексея Филипповича Зарезовых (занимали пост старосты с 1890 до 1920 гг).
Вплоть до революции 1917 года храм являлся вотчиной Покровского женского монастыря г.Суздаля. Когда в 1918 году монастырь закрыли, часть монахинь перебрались из Суздаля в сторожку усольской церкви: это Евдокия Павловна, Мария Петровна, Матреша, что жила в домике за церковью. Из Суздаля они привезли иконы и некоторую утварь. В годы советской власти церковь работала вплоть до 1937 года. Закрытие ее было страшной трагедией для прихожан: вопли, стоны, плач стояли в округе, когда сбрасывали колокола. Их было 8. Один подголосок (маленький колокол) местным жителям удалось спрятать. Он звонит и сейчас, призывая прихожан на службу. Последним священником был Скворцов Александр, его забрали и расстреляли.
Монашки с 1937 по 1944 продолжали богослужения в сторожке. Они защитили церковь от разорения и разбоя, спрятав ключи. Открыта церковь была в 1944 году. В деле ее восстановления, обновления много сделала глубоко верующая староста Анна Михайловна Белова (пос. Кирова). Долгое время старостой была Кунтикова Серафима васильевна.
Церковный ансамбль живописно вписан в окружающий ландшафт: храм стоит на крутом берегу Уводи так, что северная стена ограды с угловыми башнями практически нависает над кромкой обрыва. Между святыми (южными) воротами и юго-западной башней встроена каменная сторожка. Колокольня и высокий куб основного храма хорошо просматриваются издалека и с самых разных сторон, чему не мешает ни ограда, ни деревья. Архитектура храма свойственная русскому классицизму начала XIX века. Удачно вписываются в архитектурный стиль храма элементы, присущие суздальскому зодчеству XVII - XVIII веков.
отец Иоанн. Служил с 2003 по 2016
Существующая живопись на сводах первого этажа была заново выполнена последним представителим старой школы иконописцев Шороховых - Петром Ивановичем в середине 50-х годов XX века. Когда и кем расписан холодный храм - неизвестнно. Конструкция иконостаса на втором этаже и живопись икон его относится к середине XIX векка (свойственна русскому классицизму, имеет много аналогий во Владимирской области).
Все иконы выполнены маслом на деревянных досках в манере, свойственной художникам крупных иконописных м астерских Московской и Владимирской губернии. Наиболее старой является выносная икона Казанской Богоматери с двухсторонним изображением: с обратной стороны была ныне закрытая окладом икона Троеручницы. Хранится икона в алтаре холодного храма, выносится, когда совершается крестный ход вокруг церкви.
отец Сергий и матушка Яна
Интересна и икона Сергия Радонежского (покровителя учеников), относящаяся к XVIII веку. На иконе Владимирской Богоматери в левом нижнем углу сохранилась не совсем ясная надпись: "Сия святая икона написана и освящена на Афоне в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре в конце XIX в." В храме числится 8 икон, написанных на Афоне в XIX в.
Интересно паникадило в холодном Казанском храме, трехярусное, на 36 свечей, изготовлено в середине XIX в. из латуни, с использованием методов давления, штампа, чеканки, литья. Для чистки паникадило разбирали. До электрификации храма зажигали свечи, подставляя лестницу.
Интересной частью комплекса храма являются и находящиеся в нем книги. Есть автографы дьяка московского печатного двора Андрея Васильева, монахов Троице-Сергиевой лавры, книги Великого храма. Многие находятся в плачевном состоянии.
В 60-70 годы XX века церковь неоднократно подвергалась ограблениям. Подпилив оконные решетки на первом этаже, грабители унесли много уникальной утвари и почти все иконы зимней церкви. Второй этаж спасли дубовые двери и крепкие замки.
С 18 марта 1974 года храм является памятником архитектуры и градостроения регионального значения.
Храм ежегодно подновляется, благоустраивается. В настоящее время идет реставрация храма.

